0

Полезная информация

Стяжные ремни для крепления груза

В европейских странах, уже достаточно давно, правилами дорожного движения установлено, что грузы, перевозимые транспортными средствами, должны быть закреплены стяжными ремнями. Данный способ крепления не только более надежен, практичен, но и экономит время. Чем же стяжные ремни лучше старой доброй веревки, цепи или других способов крепления?

Попробуем разобраться. При движении транспортного средства на груз действуют инерционные силы. Эти силы действуют в разных направлениях, с различной силой. Они зависят от многих факторов, это и маршрут автомобиля, его скорость, техническое состояние, мастерство водителя, состояние дорожного полотна, дорожная ситуация, и многое другое. На морском и авиационном транспорте ситуация такая же за исключением того, что факторы влияющие на направление и силу которая воздействует на груз имеют другой характер. Мы же остановимся на перевозке грузов наземным транспортом, как на наиболее «экстремальной», т.к.  инерционные силы в данном случае действуют намного чаще и зачастую намного сильнее.

Итак, если разместить груз в грузовом автомобиле, без какого либо крепления, то единственная сила, которая будет удерживать груз от смещения во время поворотов, набора скорости и торможения это сила трения. Сила трения способна удержать груз лишь до тех пор, пока инерционная сила не превзойдет ее, а случиться это очень быстро. При этом стоит отметить, что при движении по ухабистой дороге от смещения груза по вертикали, его удерживает лишь гравитация, и то, в каком состоянии находиться подвеска вашего автомобиля.

Силы действующие на груз

Таким образом, однозначно, мы приходим к выводу, что груз необходимо закрепить, увеличив ту самую силу трения. Самым, на первый взгляд простым способом фиксации груза в грузовом автомобиле является фиксация его в распорку, т.е. размещение груза вплотную друг к другу и к бортам или стенкам автомобиля. Таким способом мы увеличиваем коэффициент трения, а борта автомобиля обеспечат дополнительную фиксацию груза от смещений.  Данный способ, однако, имеет ряд существенных недостатков. У автомобиля должны быть борта или стенки, они должны быть достаточно прочными. Груз должен быть в достаточном количестве, чтобы его хватило для полной загрузки кузова или контейнера. Процесс подобной загрузки требует много времени, смекалки, усилий и в конченом результате при движении, груз может растрястись и все усилия будут напрасны.

Самый распространенный способ среди водителей легковых автомобилей или небольших грузовых автомобилей это крепление веревкой. Данный метод прост, веревка легкая и не занимает много места в автомобиле, однако для того чтобы обеспечить достаточное натяжение веревки необходимо приложить немалое усилие. Данное усилие, как правило прилагается мышечной силой водителя, и зачастую его достаточно для перевозки лишь очень небольших и легких грузов. А, как правило, после начала движения транспортного средства, веревка которой закреплен груз растягивается, смещается под воздействием все тех же инерционных сил, узлы и петли утягиваются высвобождая веревку, что приводит к разбалтыванию крепления и соответственно смещению груза. Для повторного закрепления уходит масса времени, ведь по сути процесс крепления приходиться производить заново. Также отметим, что веревка имеет малую площадь соприкосновения с грузом. Если груз имеет углы, это приведет к повреждению его поверхности, т.к. общее прижимное усилие применяется к малой площади, что особенно критично в местах «огибания» веревкой груза.

Достаточно распространенным способом в нынешнее время является крепление груза распорными планками, данный способ достаточно надежен, но он требует подготовленный автомобиль или грузовую площадку, и не может быть использован со многими типами груза.

Самым же надежным и простым способом является крепление груза стяжными ремнями. Стяжные ремни состоят из плоской широкой текстильной ленты из полиэстера, концевых (крепежных) элементов, и натяжного устройства. Лента, имея широкую и плоскую поверхность, обеспечивает равномерное распределение прижимного усилия, при этом полиэстер из которого она изготовлена, представляет собой очень прочный и износостойкий материал. Крючки, которые используются в качестве концевых элементов, позволяют производить крепеж ремней практически на любых грузовых транспортных средствах, а натяжное устройство обеспечивает быстрое, а самое главное сильное натяжение ремня. Благодаря своей простоте и универсальности стяжные ремни применяются для крепления огромного разнообразия грузов, и нашли свое применение во многих отраслях.

 Возвращаясь к физике процесса фиксации груза, сила с которой ремень действует на груз, имеет название силы натяжения, она достигается с помощью натяжного устройства с храповым механизмом и призвана увеличить силу трения между грузом и поверхностью автомобиля, что в конечном итоге предотвратит смещение груза в процессе транспортировки.

Векторы силы действующие при стяжке груза

Следует отметить, что ремень при фиксации груза действует на груз с двух сторон, таким образом, конечная сила натяжения будет равна сумме векторов сил F1 и F2.Также имейте ввиду, что на противоположной от ретчета стороне сила натяжения будет меньше.

Как все в этом мире, стяжные ремни и элементы из которых они состоят, имеют свои характеристики. К таким характеристикам можно отнести как физические, так и химические свойства. К последним относятся стойкость к химически агрессивным средам и устойчивость к ультрафиолетовым лучам. Мы не будем подробно останавливаться на химических свойствах стяжных ремней, а перейдем к рассмотрению их физических свойств.

В общих чертах, физические свойства стяжных ремней можно охарактеризовать как устойчивые к износу,  не зависимые от факторов окружающей среды, таких как влажность и температура, и имеющие очень низкий коэффициент растяжения при максимальной нагрузке.

Физические характеристики, касающиеся же непосредственно величин рабочей и максимальной нагрузок, общей длинны ремня, материала из которого он изготовлен, указаны на бирке (более подробно о маркировке вы можете прочитать в разделе «Статьи» или перейдя по ссылке).

Исходя из имеющихся данных о характере груза и его весе, а также имея данные о характеристиках стяжных ремней, вы можете определить количество стяжных ремней, необходимое для надежной фиксации вашего груза.

Избегайте приобретения стяжных ремней с отсутствующей или невнятной маркировкой, или ремней неизвестных производителей. На сегодняшний день рынок переполнен некачественной продукцией. Это связано с тем, что законами нашего государства до сих пор не предусмотрено никаких норм или стандартов, устанавливающих как крепить груз, чем крепить груз, какая информация должна находиться на крепежных материалах.

В связи с этим, при производстве и маркировке стяжных ремней и крепежных элементов мы основываемся на европейском стандарте EN12195-2 «Крепление груза. Безопасность. Крепежные стяжные ремни из химических волокон», который принят во всех странах Европы участницах комитета по стандартизации. Данный стандарт является результатом огромной работой проделанной на протяжении нескольких лет европейскими специалистам в области грузоперевозок. Следует отметить, что дорожная полиция европейских стран может оштрафовать не только водителя, но и компанию владельца груза, если посчитает, что груз закреплен недостаточно надежно.

ООО «СП Крафт» выпускает три вида стяжных ремней. Это двухкомпонентный крепежный ремень, однокомпонентный кольцевой ремень, и ремни стяжные для автовозов.

Двухкомпонентный стяжной ремень, как следует из названия, состоит из двух частей: 

Стяжной ремень, двукомпонентный, с храповым механизмом

Первая часть представляет собой  отрезок ременной ленты длинной достаточной для охвата груза с концевым элементом (крючком) на конце.

Вторая часть – система, состоящая из короткого ремня, который одной своей стороной крепиться к крючку, а другой к стяжному устройству с храповым механизмом.

Данный тип ремней, как правило, применяется для фиксации груза путем прижима, но также двухкомпонентные ремни могут применяться как растяжки.

Однокомпонентный стяжной ремень (кольцевой).

Стяжной ремень кольцевой

Представляет собой текстильную ременную ленту, закрепленную на стяжном устройстве с храповым механизмом. Данный тип ремня позволяет связать груз вместе, путем обхвата. Лента соединяется со стяжным механизмом, к которому он присоединена вторым (свободным) концом, образуя, таким образом, кольцо, которое можно отрегулировать по длине и натянуть с помощью храпового механизма.

Ремень для автовоза

Ремень для автовозов. Стяжной ремень автовоз.

Представляет собой двухкомпонентный ремень с дополнительным, подвижным крюком и четырьмя антифрикционными накладками, которые расположены на отсоединяемой длинной части ремня. Данные ремни позволяют надежно фиксировать колеса транспортных средств перевозимых на специальных грузовых автомобилях – автовозах. Дополнительный крюк позволяет обеспечить обхват колеса по наиболее оптимальной траектории, а также разместить натяжное устройство в комфортном для эксплуатации положении. Накладки же служат для того чтобы ремень плотно лежал на покрышках колеса и не соскальзывал.

Кроме ремней с натяжным устройством наше предприятие изготавливает буксировочные тросы из полиэстеровой ленты с различными концевыми элементами.

В качестве концевых элементов в зависимости от продукции, наше предприятие использует обычные и сварные J-образные крюки, выполненные из стальной проволоки различного сечения. Литые крюки с предохранительным замком, стальные полукольца.

концевые элементы, крючки, петли, крюки, карабины.

Лента для всей продукции производиться на лентоткацком оборудовании из полиэфирных нитей (полиэстера). Лента, изготовленная нашим предприятием, устойчива к воздействию физических и химических факторов, в ней не заводятся вредители, она соткана таким образом, чтобы исключить разрыв или распускание, даже при разрыве одной нити.

Как уже говорилось выше, вся наша продукция промаркирована согласно стандарту EN 12195-2.  На бирке указана вся необходимая информация о ремне, допустимой максимально и рабочих нагрузках, длине, а также  прочие характеристики.

Бирка, маркировка стяжных ремней.

О том, из какого материала изготовлен ремень, также говорит цвет самой бирки.

Синий – полиэстер (PES);

Коричневый – полипропилен (PP);

Зеленый – полиамид (PA);

Белый – прочие материалы.

Цвет ленты, из которой изготовлен ремень, может быть произвольным, и не несет информационной нагрузки.

 

Выше мы очень часто употребляли такие термины как рабочая нагрузка, максимальная нагрузка и прочие. Давайте немного разберемся с терминологией.

Рабочая нагрузка (на бирке обозначается аббревиатурой LCLoadingCapacity, в некоторых источниках LashingCapacity). Это сила, которая может многократно прикладываться к ремню, без каких либо последствий для него. Данная величина удваивается при креплении груза методом прижима (tie-downlashing), т.е. когда ремень своими концами крепится к транспортному средству, а ременная лента прижимает груз к поверхности грузовой площадки. В случае крепления прямым (directlashing), диагональным (diagonallashing) или перекрестным диагональным способом (cross-diagonal),когда один конец ремня крепиться к грузу, а другой к транспортному средству, данная величина является максимальной рабочей нагрузкой.

Прочность на разрыв или разрушающая нагрузка (MBSMinimumBreakingStrength) – это нагрузка при которой происходит разрыв ремня или критические повреждения его фурнитуры -концевых элементов или натяжного устройства. Данная величина минимум вдвое превышает максимально допустимую рабочую нагрузку.

Относительное удлинение (Elongation) ремня это продольное растяжение ременной ленты при воздействии максимальной рабочей нагрузки, согласно EN-12159-2 должно быть менее 7%.

Стандартное ручное усилие  (SHFStandardHandForce) – это нагрузка, которую необходимо применить к рычагу стяжного устройства для достижения максимального натяжения стяжного ремня.

Сила предварительного натяжения (STF-Standard Tension Force) – сила передаваемая от натяжного устройства ременной ленте, после того как рычаг механизма был опущен в «транспортное» положение или отсоединен (в зависимости от конструкции натяжного устройства).

Во время расчета количества ремней необходимых для фиксации грузов, кроме характеристик самого ремня следует также учитывать, что от материала груза и материала пола транспортного средства, к которому груз будет прижиматься, а также от веса груза зависит коэффициент трения. Также следует отметить, что при фиксации груза путем прижима, следует использовать не меньше двух стяжных ремней.

При эксплуатации ремней стяжных с натяжным устройством следует помнить о следующем:

1.       Стяжка груза может осуществляться только теми ремнями, которые не имеют повреждений.

2.       Ремни необходимо размещать таким образом, чтобы они равномерно располагались на всей поверхности груза.

3.       При стяжке груза никогда не превышайте максимально допустимую рабочую нагрузку (LC).

4.       Не завязывайте ремни в узел, не связывайте ремни, и тем более разорванные ремни.

5.       Нельзя производить натяжение ремней через острые выступы, кромки, углы и поверхности которые ввиду своей острой формы могут повредить ремень.

6.       Стяжные ремни должны быть установлены без перекручивания ленты. Также следует следить за тем, чтобы лента лежала на поверхности груза по всей своей ширине. Не допускайте провисания краев ленты, это может привести к соскальзыванию ремня.

7.       Ремни следует использовать для крепления груза. Запрещено использовать стяжной ремень для подъема грузов.

8.       На ремне должна быть четко различимая маркировка, с информацией о стяжном ремне.

9.       Перед эксплуатацией ремень следует проверить на дефекты и повреждения.

10.   Запрещено использовать дополнительный рычаг с ручкой натяжного устройства для достижения большего предварительного натяжения.

11.   Для предотвращения каких либо повреждений, натяжное устройство должно работать без отдачи (обратный толчок). Данное требование безопасности можно считать выполненным, если рычаг стяжного устройства, находясь под нагрузкой, не отскакивает более чем на 15 см.

Для определения целостности стяжного ремня, необходимо осмотреть все его элементы, а именно ленту ременную, натяжное устройство с храповым механизмом, концевые элементы.

Для выбраковки ленты достаточно одного из перечисленных условий:

- Разрыв или разрез нити превышают 10%;

- Разрыв ременной ленты на полную ширину, либо по кромке;

- Соединительные швы повреждены;

- Лента деформирована из-за теплового воздействия в следствии интенсивного трения;

- Химические повреждения ленты;

- Отсутствие маркировки или невозможность прочесть информацию.

Натяжные элементы выбраковываются по следующим причинам:

- Стяжное устройство или храповый механизм имеют трещины, разломы, следы сильной коррозии.

- При изгибе или деформации щелевого вала натяжное устройство использовать запрещено.

Для концевых элементов критериями исключающими возможность использования являются:

- трещины;

- разломы;

- серьезная деформация;

- сильная коррозия;

- расширение зева (отверстия) крюка более чем на 5%.

ВАЖНО: Перед эксплуатацией стяжного ремня обязательно проверьте исправность механизма и надежность затяжки гаек.

Соблюдайте вышеперечисленные правила стяжки груза и следите за тем, чтобы тип концевого элемента для фиксации соответствовал элементам точки крепления и ваш груз доедет до пункта назначения целым и невредимым.